
Когда речь заходит о шестерне пятой передачи нового образца, многие сразу думают о простом увеличении передаточного числа. На деле же там целый комплекс проблем — от термообработки до шумности.
Сейчас многие гонятся за 'универсальными' решениями, но наш опыт с ООО Чунцин Босайт показывает: для разных типов КПП нужны разные подходы к закалке. Например, для грузовых моделей мы сначала пробовали цементацию на глубину 0.8 мм, но столкнулись с проблемой хрупкости зубьев.
Интересно, что на сайте cqyw.ru как раз есть технические отчёты по этому вопросу — там подробно разбирается, почему классическая цементация не всегда подходит для передач с высокими ударными нагрузками. Мы в итоге перешли на азотирование, хоть это и дороже.
Ещё момент — многие недооценивают важность чистоты поверхности. При обработке зубьев шестерни пятой передачи даже следы от резца в 2-3 микрона могут привести к преждевременному износу. Проверяли на стенде — разница в ресурсе до 30%.
В прошлом году был случай: заказчик жаловался на вибрацию после установки наших шестерён. Оказалось, они ставили новую передачу в старый картер, где был износ подшипников. Пришлось делать дополнительную калибровку.
Кстати, в описании деятельности ООО Чунцин Босайт правильно указано — они как раз специализируются на комплексных решениях. Мы с ними сотрудничали по модернизации пресс-форм для литья заготовок.
Сейчас многие производители экономят на контроле геометрии, а потом удивляются, почему новая передача шумит. Наш технолог всегда говорит: 'Пятая передача — не роскошь, а индикатор качества сборки всей коробки'.
Перепробовали кучу сталей — от 20ХН3А до 40ХНМ. Для серийного производства остановились на 25ХГМ, но с индивидуальным режимом отпуска. Помню, первые партии делали с твердостью 58-60 HRC, но потом снизили до 56-58 после полевых испытаний.
На cqyw.ru в разделе продукции хорошо показано, как менялась геометрия зубьев за последние три года — эвольвента стала более пологой, что снизило контактные напряжения.
Сейчас экспериментируем с порошковыми сталями, но пока дороговато для массового производства. Хотя для премиальных моделей уже поставляем.
Частая проблема — неправильная запрессовка подшипников. Как-то разбирали возвратную коробку — оказалось, монтажник перепутал сторону установки стопорного кольца. Шестерня работала с осевым люфтом в 0.3 мм вместо допустимых 0.1.
Мы сейчас в ООО Чунцин Босайт даже разработали специальные монтажные оправки для своих изделий — снизили количество брака при установке на 15%.
Ещё важный момент — смазка. Некоторые сервисы льют что попало, а потом жалуются на задиры. Провели исследование — с качественным маслом ресурс увеличивается на 40-50 тысяч км.
Сейчас активно тестируем шестерни с модифицированным профилем зуба — ушли от стандартного ГОСТовского зацепления. Первые результаты обнадёживают — шумность снизилась на 3-4 дБ.
На сайте cqyw.ru недавно публиковали данные по испытаниям наших образцов на многоцикловую усталость — удалось добиться ресурса в 350 тысяч км без критического износа.
Думаем над применением композитных материалов для зубчатых венцов, но пока технология слишком сырая для серийного производства. Хотя лабораторные образцы показывают интересные результаты по вибронагруженности.