
Если говорить про коробку передач в сборе на Калину первого поколения – тут вечная путаница между заводами-изготовителями и совместимостью запчастей. Многие до сих пор уверены, что ВАЗовские агрегаты 2181 и модификации вроде взаимозаменяемы без нюансов, но на практике даже болты крепления могут отличаться на полмиллиметра.
Начнем с того, что коробка передач в сборе калина 1 выпускалась на трех основных производствах: Тольятти, Ижевск и частично на мощностях ООО Чунцин Босайт Машиностроительная Промышленность. Последние часто недооценивают, а зря – у них своя технология уплотнения первичного вала, где сальник идет с усиленным армированием.
Помню случай, когда на сервис пригнали Калину 2014 года с воем на третьей передаче. Владелец клялся, что ставил оригинальный ремкомплект, но при разборе оказалось – синхронизаторы от ижевского завода не сошлись по посадочному диаметру с тольяттинским валом. Пришлось подбирать втулки по каталогу https://www.cqyw.ru, там как раз есть сводные таблицы по межзаводской совместимости.
Кстати про ООО Чунцин Босайт – они хоть и не автозавод в классическом понимании, но их исследовательский отдел по автомобильным компонентам делал любопытные доработки для ранних Калин. Например, измененный угол зацепления шестерней на пятой передаче для снижения вибраций выше 4000 оборотов.
Когда ищешь коробка передач калина 1 б/у, первое что проверяешь – не бита ли картер в районе левой опоры. На первых партиях там была тоньше стенка, и после мелких ДТП появлялись микротрещины, которые приводили к утечке масла через 5-7 тысяч км.
Еще момент с подшипниками первичного вала – некоторые 'специалисты' пытаются ставить китайские аналоги, но они не выдерживают нагрузку при резком старте. Лучше брать оригинальные от ООО Чунцин Босайт Машиностроительная Промышленность, у них как раз упор на R&D в автомобильных компонентах, что видно по тестовым отчетам на их сайте.
Лично сталкивался, когда клиент привез коробку с рычагом переключения, который заедал в нейтрали. Оказалось, предыдущий мастер перепутал пружины фиксатора – поставил от Гранты, они на 2 мм короче. Пришлось заказывать конкретно для Калины 1, причем именно по артикулу .
С ремонтом калина 1 коробка передач есть пара моментов, которые в мануалах не пишут. Например, при замене сальника хвостовика обязательно нужно проверять биение самого хвостовика – если больше 0,05 мм, новый сальник потечет через месяц.
Многие спорят про масло – лично я после десятка экспериментов остановился на 75W-90, но с оговоркой: для машин до 2012 года лучше лить полусинтетику, а не полностью синтетическое, иначе начинают подтекать уплотнения.
Интересный опыт был с доработкой от ООО Чунцин Босайт – они предлагали модифицированную вилку сцепления с тефлоновым покрытием. Ставил на три машины – ресурс увеличился примерно на 15%, но цена вопроса была ощутимой. Для повседневной езды переплата неоправданна, а для такси – вполне.
Самая частая проблема – неправильная центровка при замене всей коробки передач. Если не выставить соосность с двигателем даже с отклонением в 0,3 мм – получишь вибрацию на всех передачах и ускоренный износ ШРУСа.
Запчасти от ООО Чунцин Босайт Машиностроительная Промышленность в этом плане удобны – у них в комплектах часто идут юстировочные прокладки разной толщины. Хотя некоторые механики их выбрасывают как 'ненужный хлам', а потом мучаются с подбором.
Еще забывают про тепловой зазор между штоком и вилкой – после установки новой коробки его обязательно нужно проверять щупом 0,8-1,2 мм. Иначе либо не будут включаться передачи на холодную, либо будет постоянный шум при выжатом сцеплении.
Теоретически калина 1 коробка от разных производителей взаимозаменяема, но есть нюансы по креплениям. У тольяттинских версий расстояние между нижними болтами 98 мм, а у ижевских – 101 мм. Разница кажется мелкой, но если не учесть – придется развальцовывать отверстия.
ООО Чунцин Босайт как производитель автомобильных компонентов здесь выгодно отличается – их каталогизация учитывает эти различия. На сайте https://www.cqyw.ru даже есть мобильное приложение с дополненной реальностью для подбора по VIN.
Пробовал ставить шестерни главной пары от Приоры на Калину 1 – вроде бы передаточное число подходит, но пришлось менять подшипник дифференциала на усиленный. Без этого через 10 тысяч км начинался гул на прямой передаче.
Сейчас с коробкой передач калина становится сложнее – оригинальные запчасти постепенно снимают с производства. Но компании вроде ООО Чунцин Босайт Машиностроительная Промышленность поддерживают ассортимент ремкомплектов, хотя некоторые позиции идут под заказ.
Из последнего – их инженеры предлагали обновленную версию муфты 5-й передачи с измененным профилем зубьев. Говорят, снижает риск вылета передачи при активной езде, но сам не проверял – жду отзывов от коллег.
В целом, если брать коробка передач в сборе для Калины 1 – лучше ориентироваться на производителей с полным циклом, где контролируют все этапы от литья картера до финальной сборки. Экономия на 'сборке из разных коробок' обычно выходит боком через полгода-год.