
Когда слышу про 'как сделать сцепление на мотоблок', сразу вспоминаются десятки случаев, когда народ пытается переизобретать велосипед. Многие думают, что достаточно скопировать заводскую схему - но там ведь каждое отверстие под крепёж просчитано, зазоры выверены. Особенно это касается мотоблоков среднего класса, где сцепление работает в экстремальных режимах.
На тех же заводах вроде ООО Чунцин Босайт Машиностроительная Промышленность (их сайт cqyw.ru хорошо показывает ассортимент) всегда делают упор на взаимозаменяемость деталей. У них же в описании компании указано - специализированный производитель компонентов для микро-культиваторной промышленности, вот это как раз про наши мотоблоки. Но даже зная это, многие умельцы забывают про тепловые зазоры - например, при установке новых фрикционных накладок.
Лично сталкивался, когда перебирал сцепление на МБ-2 - после замены дисков появился характерный шум при выключении. Оказалось, новый производитель сделал накладки на полмиллиметра толще, и пришлось подтачивать ведущий диск. Мелочь, а без опыта не догадаешься.
Ещё момент - пружины. На заводских чертежах обычно указана жёсткость, но в реальности при сборке нужно проверять длину в сжатом состоянии. Как-то раз поставил пружины от китайского аналога - внешне идентичны, а сцепление 'вело' при нагрузке. Пришлось заказывать оригинальные через тот же cqyw.ru - дороже, но надёжнее.
Самая распространенная ошибка - неправильный подбор материала для фрикционных дисков. Видел попытки использовать асбестовые накладки от старых автомобилей - они не выдерживают температурный режим мотоблока. На заводе типа ООО Чунцин Босайт для каждого модельного ряда подбирают композитные материалы с разным коэффициентом трения.
Ещё забывают про балансировку - собранный узел нужно проверять на биение. Помню случай, когда после самостоятельного ремонта у фермера разбило корпус сцепления за сезон. При разборке увидел - диск с эксцентриситетом в 0.8 мм, хотя допуск не более 0.2.
И да, про смазку - многие льют что попало. А на том же сайте cqyw.ru в спецификациях чётко указано, для каких узлов какая консистентная смазка нужна. Особенно критично для шариковых подшипников в муфте.
За годы работы с мотоблоками пришёл к выводу, что штатное сцепление часто можно улучшить без серьёзных переделок. Например, на моделях с ременным приводом иногда стоит увеличить число пружин в нажимном диске - но тут важно не переборщить, иначе педаль будет слишком тугой.
Интересный опыт был с мотоблоком 'Зубр' - заводское сцепление начало пробуксовывать после 200 моточасов. После вскрытия обнаружил, что производитель сэкономил на пружинах - поставил более слабые. Заменил на аналоги от ООО Чунцин Босайт (как раз через их сайт заказывал) - проблема исчезла.
Ещё нюанс - при самостоятельной сборке часто не учитывают тепловое расширение. Алюминиевый корпус и стальные диски имеют разный коэффициент расширения - поэтому на горячую может подклинивать. Нужно оставлять чуть большие зазоры, чем в холодном состоянии.
Сейчас на мотоблоках в основном встречаются три типа: конусные, дисковые и ременные. У каждого свои тонкости при изготовлении и ремонте. Например, конусные - казалось бы, проще некуда, но там критична геометрия конуса. Видел, как народ пытается проточить на обычном токарном станке - без шаблона получить нужный угол почти нереально.
Дисковые более технологичны, но требуют точности. Особенно многодисковые - там зазоры между дисками должны быть выдержаны в пределах 0.1-0.3 мм. Кстати, на сайте cqyw.ru есть хорошие схемы таких сборок - полезно изучать перед началом работ.
Ременные - самые простые в изготовлении, но и тут есть подводные камни. Например, натяжной ролик должен быть строго параллелен шкивам, иначе ремень будет изнашиваться неравномерно. И материал ролика лучше брать не стальной, а текстолитовый - меньше греется.
Для фрикционных накладок лучше всего подходят композитные материалы на основе кевлара - они и износостойкие, и температуру держат хорошо. Но если делать самостоятельно, можно использовать прессованный асбест с металлокордом - только нужно правильно рассчитать толщину.
Металлические детали - нажимной диск, маховик - должны быть из чугуна СЧ20 или стали 40Х. Более мягкие сплавы быстро покоробятся. Помню, пробовали делать из обычной стали 3 - после первого сезона диск повело 'пропеллером'.
Обработка поверхностей - фрикционные поверхности нужно шлифовать, но не полировать до зеркального блеска. Оптимальная шероховатость Ra 1.25-2.5 мкм - обеспечивает хорошее сцепление и нормальный теплоотвод. При самостоятельном изготовлении этого добиться сложно, но можно использовать притирку пастой ГОИ.
После сборки обязательна проверка на стенде - если его нет, можно проверить на самом мотоблоке. Первый признак правильно собранного сцепления - плавное включение без рывков и отсутствие проскальзывания под нагрузкой.
Регулировка свободного хода - многие её игнорируют, а это критично. Для большинства мотоблоков свободный ход рычага должен быть 10-15 мм перед началом включения. Если меньше - будет подгорать, если больше - неполное выключение.
И последнее - обкатка. Даже идеально собранное сцепление нужно обкатывать 10-15 часов без экстремальных нагрузок. Фрикционные поверхности должны приработаться. Видел случаи, когда после самостоятельного ремонта сразу давали полную нагрузку - через пару часов накладки отслоились от дисков.