
Когда слышишь 'зубчатое колесо состоит завод', многие представляют конвейер с идеальными деталями. Но на деле даже на нашем производстве в ООО Чунцин Босайт случаются осечки - то термообработка подведёт, то шум на испытаниях проявится. Вот о таких нюансах и поговорим.
Возьмём модуль зацепления 2.5 для мотоциклетных КПП. Вроде по чертежам всё идеально, а при обкатке на стенде завывание появляется. Пришлось вносить коррективы в профиль эвольвенты - не по ГОСТу, конечно, но практика показала, что для мокрых сцеплений нужен модифицированный профиль.
На https://www.cqyw.ru в разделе продукции этого не найдёшь - там типовые решения. А вот в цеху до сих пор хранится бракованная партия шестерён для микро-культиваторов. Перекалили в закалочной печи Nabertherm, получили хрупкие зубья. Пришлось переходить на ступенчатую закалку ТВЧ.
Интересно, что для автомобильных дифференциалов вообще другая история. Там шлифовка после закалки обязательна, хотя многие экономят. Мы вот на последней партии для ГАЗели пробовали упростить - вернулись к классической технологии после трёх возвратов.
Столкнулись с курьёзом: шестерни из 40Х нормально работают в общем машиностроении, но для гидронасосов нужна 38ХМЮА. Разница в цене 30%, а ресурс отличается вдвое. Пришлось перестраивать складскую логистику.
Помню, в 2019 году пытались внедрить порошковую металлургию для серийного производства. Технология перспективная, но для ответственных узлов автомобильных трансмиссий не подошла - предел выносливости ниже. Оставили только для саттелитов раздаточных коробок.
Сейчас экспериментируем с лазерной закалкой рабочих поверхностей. Первые образцы для мотоциклетных первичных валов показывают износ в 2.3 раза меньше при сохранении вязкости сердцевины. Но дорого, чертовски дорого.
Наш отдел ОТК за последние два года отказался от трёх поставщиков заготовок. Казалось бы, прокат везде одинаковый? Ан нет - у одного завода в химсоставе плавают сернистые включения, что для зубчатых колёс смерти подобно.
Внедрили ультразвуковой контроль каждой шестерни перед финишной обработкой. Да, увеличили цикл на 18%, зато возвратов от клиентов стало втрое меньше. Особенно важно для автомобильной промышленности - там штрафы за простой конвейера кусаются.
Интересный случай был с коническими шестернями для культиваторов. Делали по ТУ, а оказывается нужно учитывать угол установки в редукторе. Пришлось дорабатывать зуборезную оснастку - добавили поправку на монтажный зазор.
Когда заключали контракт на поставки для КАМАЗа, не учли транспортную усталость. Две партии шестерён получили микротрещины от вибрации при перевозке. Теперь упаковываем в демпфирующие контейнеры - себестоимость выросла, зато сохранили репутацию.
С мелкими заказами для общего машиностроения вообще отдельная история. Бывает, нужно 50 штук специфических шестерён - запускать линию нерентабельно. Приспособились комбинировать заказы, но тут уже требуется ювелирное планирование.
Склад готовой продукции на https://www.cqyw.ru отражает лишь 40% ассортимента. Остальное - под заказ. Причём самые ходовые позиции не всегда очевидны: шестерни распредвалов для иномарок требуются чаще, чем для отечественных авто, хотя изначально прогнозировали обратное.
Заметил, что за последние пять лет резко выросли требования к шумности. Если раньше допускали погрешность профиля до 6 мкм, то сейчас для электромобилей требуют 2-3 мкм. Пришлось закупать шлифовальные станки нового поколения.
В микро-культиваторной технике тренд на облегчённые конструкции. Пытались делать шестерни из титана - технологически возможно, но экономически нецелесообразно. Остановились на полых валах с упрочнёнными зубьями.
Самое сложное - балансировать между ценой и качеством. Китайские конкуренты предлагают аналоги на 20% дешевле, но их ресурс редко превышает 2000 моточасов. Наши же шестерни в тех же условиях выхаживают 5000+ часов. Объяснять это клиентам - отдельная наука.
Сейчас рассматриваем внедрение аддитивных технологий для опытных образцов. Не для серийного производства, конечно, но для проверки геометрии - идеально. Напечатали прототип конической пары для нового редуктора - сразу увидели проблемные зоны.
Планируем модернизацию зубофрезерного участка. Старые 5К32А ещё работают, но точность уже не та. Новые CNC-станки позволяют одновременно обрабатывать зубья и торцы, что сокращает погрешности базирования.
Интересно, что несмотря на цифровизацию, некоторые операции остаются искусством. Настройка зацепления конических шестерён до сих пор требует глазомера и опыта. Наш лучший наладчик Виктор Сергеевич может на слух определить качество контакта пятна - и пока никакой софт не способен его заменить.