
Когда ищешь 'вал зубчатой передачи завод', половина поставщиков обещает шестерёнки блестящие как новенький ЗИЛ-130, а по факту привозят кривые прутки с ржавыми шлицами. Мы в ООО Чунцин Босайт Машиностроительная Промышленность через это прошли - знаем, что ключевое не блеск, чтобы на выставке красиво смотрелись, а чтобы в сборе не гудели как трактор 'Беларусь' на холодную.
Вот берём обычный вал зубчатой передачи для коробки передач микро-культиватора. Казалось бы, что сложного? Но если не выдержать угол подъёма зубьев хотя бы на полградуса - вся динамика нагрузки идёт наперекосяк. Мы в 2018 году партию таких валов отдали на сторону точить - так потом три месяца рекламации разгребали, крестьяне жаловались что при переключении с хлопком идёт.
Сейчас сами делаем на японских станках Mori Seiki - но и это не панацея. Важнее оператор который понимает, когда менять резцы. У нас старик Виктор Сергеевич по звуку фрезы определяет износ лучше любых датчиков. Как-то раз новый технолог попытался внедрить 'оптимальные режимы резания' из учебника - так мы 12 заготовок угробили пока не вернули старые настройки.
Особенно сложно с валами зубчатых передач для мотоциклетных КПП. Там прецизионная посадка шестерней требуется, плюс термообработка должна быть не сквозная, а только в зоне зубьев. На https://www.cqyw.ru у нас технологические карты на это с десятком примечаний - каждый нюанс кровью оплачен.
Все знают что сталь 40Х хороша для зубчатых передач, но мало кто учитывает что от поставщика металла зависит больше чем от термообработки. Как-то купили якобы 40Х у нового поставщика - а там серы перебор, после закалки трещины пошли мелкие как паутинка. Пришлось срочно менять всю партию, благо старые связи с 'Северсталью' выручили.
Для автомобильных редукторов вообще отдельная история. Особенно для грузовиков - там валы должны держать ударные нагрузки. Мы экспериментировали со сталью 38ХГМ - прочнее конечно, но и дороже значительно. В итоге для большинства заказчиков оставили 40Х с улучшенной термообработкой, только для специальных применений предлагаем варианты подороже.
А вот для микро-культиваторов иногда и Ст45 хватает - главное цементацию правильно сделать. Но здесь другая проблема - китайские конкуренты гонят валы из бог знает чего, по цене нашего металлолома. Приходится объяснять покупателям почему наш вал зубчатой передачи в полтора раза дорнее - показываем макрошлифы, испытания на кручение...
Многие недооценивают сколько стоит нормальный контроль. У нас на каждый вал зубчатой передачи идет минимум 4 операции проверки - от биения на токарном станке до проверки твёрдости по Роквеллу в трёх точках. Особенно важна проверка шлицев - бывает визуально вроде нормально, а на контрольной оправке не садится.
Калибры конечно дорогие, но без них никак. Помню в 2019 пытались сэкономить на поверке комплекта калибров - в итоге от бракованной партии пришлось 37 валов переделывать. С тех пор калибры у нас в метрологической службе как святыня хранятся.
Сейчас внедряем оптические измерители вместо механических - точнее конечно, но свои заморочки. Программист который пишет алгоритмы анализа геометрии зубьев получает больше чем главный технолог - вот такие парадоксы.
Бывает идеальный вал зубчатой передачи сделали, а подшипник поставили кривой - и всё гудит. Мы сейчас стараемся поставлять валы в сборе с подшипниками качения - меньше головной боли. Особенно для автомобильной промышленности - там сборщики на конвейере времени на подбор не имеют.
С мотоциклетными коробками ещё интереснее - там часто валы идут в паре, должны быть подобраны по твердости. Раньше делали просто в пределах допуска - пока не столкнулись с преждевременным износом шестерней. Теперь пары валов маркируем и вместе в упаковку кладём.
Для микро-культиваторов сейчас мода на разборные валы - чтоб фермер сам мог шестерни поменять в поле. Сделали такую конструкцию со шлицевым соединением - вроде удобно, но к нам претензии что крестьяне молотком собирают и шлицы сминают. Пришлось инструкцию в картинках делать, как правильно монтажной оправкой пользоваться.
Казалось бы, что сложного - упаковал вал зубчатой передачи и отправил. Ан нет - как-то отгрузили партию в бумажной обёртке, так пришла вся в масляных пятнах. Оказалось грузчики ставили коробки рядом с гидравликой. Теперь упаковываем в антикоррозийную бумагу плюс индивидуальные пластиковые колпачки на шлицы.
Для экспорта в страны с влажным климатом вообще отдельная история. Пробовали вакуумную упаковку - дорого, но надёжно. Хотя некоторые клиенты жалуются что сложно вскрывать - приходится искать компромисс между защитой и удобством.
Сейчас на https://www.cqyw.ru сделали раздел с рекомендациями по хранению и монтажу - меньше вопросов от клиентов стало. Хотя периодически всё равно звонят: 'А можно ваш вал поточить на обычном токарном?' Приходится объяснять что после доработки гарантия сгорает...
Пробовали мы делать валы зубчатых передач с полимерным покрытием - для снижения шума. В лабораторных условиях работает отлично, а в реальных условиях покрытие отслаивается через 200-300 часов работы. Вернулись к классической шлифовке с последующей фосфатацией.
Сейчас экспериментируем с лазерной закалкой зубьев - пока дороговато выходит, но для премиум сегмента автомобилей перспективно. Хотя наши основные клиенты из микро-культиваторной промышленности пока предпочитают проверенные технологии.
В ООО Чунцин Босайт Машиностроительная Промышленность сейчас упор на унификацию - разрабатываем валы которые подходят к нескольким моделям редукторов. Производителям удобно - меньше номенклатуры держать, нам стабильнее загрузка. Хотя конструкторы иногда сопротивляются - своё детище жалко переделывать.